velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Что значит термин искусство арт-брют? Что характерно для такого искусства?

Когда появился этот термин?
Термин арт-брют выдумал в 1940-м году Жан Дюбюффе, собиравший произведения живописцев, существовавших за пределами художественной культуры и не пытавшихся подражать величавым образчикам либо следовать тенденциям в искусстве. Дюбюффе считал, что каждый человек - живописец, а отрисовывать настолько же естественно, как ходить и гласить. Арт-брют он ассоциировал с золотыми самородками и парным молоком, хранящим животное тепло. С течением времени термин арт-брют раскрошился на огромное количество подтерминов - интуитивное искусство, аутсайдерское искусство, маргинальное и, в конце концов, визионерское искусство. Сначала октября в Лондоне началась выставка "Английское и южноамериканское визионерское искусство". Корреспондент Радио Свобода в Англии Наталья Голицына побывала на выставке и повстречалась с ее куратором Джеймсом Холландсом.

Дмитрий Волчек: В последнем номере английского журнальчика Raw Vision, посвященного аутсайдерскому искусству, размещена полемическая статья бывшего директора музея Современного искусства в Глазго Джулиана Сполдинга. Бывшего, так как Сполдинг растерял свое место из-за пропаганды арт-брюта в противовес концептуальному искусству, доминирующему на художественной сцене. Сполдинг вспоминает известную выставку "дегенеративного искусства", устроенную нацистами в 1937-м году. Произведения кубистов и экспрессионистов на этой выставке соседствовали с портретами сумасшедших; сейчас же произведения сумасшедших числятся "аутсайдерским" искусством, а весь корпус авангарда начала ХХ столетия, а следом и современный концептуализм наделены "инсайдерским" статусом. "Есть ли в этой сегрегации хоть некий смысл? - задается вопросом Джулиан Сполдинг. - Для современников Ван Гога он тоже был аутсайдером". Джеймс Холландс тоже гласит о противоборстве визионерского искусства и концептуального.

Джеймс Холландс: В целом в аутсайдерском искусстве можно найти тенденцию использовать наивную форму для конкретного выражения личного опыта при помощи графики и живописи. Cтиль этот принципно противоборствует более концептуальным в собственной базе формам современного искусства, восходящим к творчеству таких живописцев, как, скажем, Тициан. В базе собственной оно ориентируется на ремесленное искусство.


Аристарх Лентулов, «Новый Иерусалим»
Арт-брют, что в переводе с французского — “сырое искусство” — это нескончаемая история современного искусства, поиска истоков, изначального, сырого... В 1912 году швейцарский авангардист Пауль Клее писал на страничках журнальчика “Альпы”: “Если идет речь о том, чтоб реформировать животрепещущее искусство, к произведениям сумасшедших следует по сути относиться еще серьезнее, чем ко всему, что представлено в художественных музеях“

Но есть и другое толкование:
Арт-брют - термин, выдуманный Дюбюффе для обозначения искусства сумасшедших, полоумных и иных альтернативно одарённых.

Один из представителей этого течения:
Произведения Александра Лобанова (1924 – 2003) — это творчество человека необразованного, практически безграмотного, отрезанного от мира.
Это творчество человека, пережившего много актуальных драм, которые преследовали его одна за другой в детстве и молодости. К 20 трём годам Александр Лобанов узнал, что такое болезнь (он стал глухонемым вследствие менингита), изгнание (его родной город Молога был затоплен в итоге строительства исскуственного моря), заключение в психиатрическую поликлинику, траур (он растерял отца), отречение близких, утрату привязанностей.

Он возвысился над катастрофой, и смог выстроить свою личность оковём символическим, развёртывая мифологию собственного видения и реализуя несколько сотен произведений, которые делают его более значимым русским создателем Арт Брют.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments