velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Имейте совесть

Исследователи отыскали метод уменьшить количество «следов
жизнедеятельности» неухоженных представителей населения земли, оставляющих после
себя мусор в публичных местах. Может быть, этот прием сработает и при борьбе с
другими формами антисоциального поведения.






Исследователи из Института Ньюкасла вывесили на стенках кафе резвого питания поначалу изображения человечьих лиц, а потом - цветов. Проследив за поведение гостей кафе в том и в другом случае, они подсчитали количество мусора и неубранной посуды, оставленное «подопытными».

В статье, размещенной на этой неделе в журнальчике Evolution and Human Behavior, исследователи Мелисса Бейтсон (Melissa Bateson), Даниэль Неттл (Daniel Nettle), и другие, делятся своими выводами.
Оказалось, что в то время, когда на стенках находились плакаты с человечьими лицами, приблизительно в два раза большее количество гостей кафе предпочитало бросить после себя относительный порядок.

В прошлом исследовании (2006 г.) ученые получили похожие результаты, поместив изображение пары глаз над ящиком «honesty box» в чайной комнате (система оплаты «honesty box» подразумевает, что любой из клиентов оставляет ту сумму, которую считает необходимым, без всякого контроля со стороны администрации). Глаза «собрали» практически втрое огромную сумму, чем цветочки.

Желая узнать, как этот эффект будет оказывать влияние на другие формы поведения, студент-психолог Макс Эрнст-Джонс провел многие часы за столиком в углу кафе, неприметно фиксируя количество мусора, оставленное после себя посетителями.

Д-р Бейтсон, управляющий исследования, гласит: «Полученные результаты подтверждают изготовленные ранее выводы, что изображения глаз делают у людей чувство, что за ними кто-то следит. Нам не все равно, что задумываются о нас другие люди, и, как следует, мы ведем себя лучше, когда ощущаем, что на нас кто-то смотрит».

Исследователи нашли, что воздействие плакатов было посильнее, когда в кафе было не очень много людей. Вобщем, это логично, если учитывать, что в присутствии огромного количества реальных людей нарисованные персонажи отступают на 2-ой план.

«Это исследование может посодействовать в борьбе с антиобщественным поведением, - гласит Бейтсон. – К примеру, если поменять значки, оповещающие о работе камер видеонаблюдения, с изображения камеры на картину глаза, их эффективность повысится».

Исследование основано на психической теории, которая подразумевает, что более действенный метод вынудить человека вести себя «правильно» - это «выделить» для него подходящий путь действий, не перекрывая все другие пути. В итоге те, кого ненавязчиво «подтолкнули» к правильному решению, следуют ему более охотно.

Изображение глаз как раз способно «подтолкнуть» индивидума к «правильному» поведению - к примеру, не мусорить в публичных местах. Вобщем, как показало другое исследование («Аморалка: Пассивное сопротивление»), даже воспитанный человек с еще большей вероятностью поведет себя нечестно либо аморально, если «кривая дорожка» покажется ему очень легкой.

По пресс-релизу Newcastle University




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments