velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Почерк самолета

Летательные аппараты тоже оставляют следы в атмосфере. Время от времени их даже можно узреть





12 ноября 2001 года борт 587 – самолет American Airlines, следовавший из Нью-Йорка в Доминиканскую Республику, практически развалился в воздухе практически сразу после взлета в международном аэропорту JFK. Так как эта, 2-ая по количеству жертв, авиакатастрофа в истории американской авиации произошла скоро после 11 сентября, сразу появилось предположение о теракте. Но проведенное расследование показало, что причина была более житейской: самолет попал в спутный след – зону турбулентности, сделанную другим самолетом (в этом случае это был Boeing 747 Japan Airlines, пролетевший тем же воздушным коридором незадолго до борта 587). И хотя след этот был невидим, конкретно он привел к потере управления и в итоге – к катастрофы.


Выдыхая облака


Вобщем, время от времени следы становятся видимыми. Белоснежный след пролетевшего самолета отлично выделяется в ясный солнечный денек на фоне голубого неба. Этот след именуется инверсионным и состоит из такого же вещества, что и облака – мелких капелек воды. Причина его появления очень ординарна: подогретый водяной пар, образующийся при сгорании горючего, выбрасывается в атмосферу (температура которой, к примеру, на высоте 10 км добивается 50оС), стремительно остывает и конденсируется, образуя мелкие капельки воды. Правда, таковой след появляется не всегда – на разных высотах атмосфера имеет различную температуру и влажность, и возможность образования инверсионного следа находится в зависимости от этих характеристик. Чтоб осознать механизм инверсии, совсем не надо ехать на аэродром: пар изо рта, выдыхаемый человеком, и клубы пара из выхлопных труб автомашин в сильный мороз имеют ту же природу (их образование тоже находится в зависимости от температуры и влажности окружающего воздуха).


Кстати, по воззрению неких профессионалов, инверсионный след может демаскировать военные самолеты. Это более принципиально для высотных бомбардировщиков и разведчиков, благодаря технологии Stealth «невидимых» для радиолокаторов, также для истребителей в ближнем воздушном бою, когда обнаружение противника происходит в главном зрительно. Правда, биться с его образованием фактически нереально. Во время полета за счет особенного профиля крыла скорость потоков воздуха над и под крылом выходит различной (сверху выше, чем снизу). Согласно принципу Бернулли в данном случае давление на верхней поверхности крыла меньше, чем на нижней (их разница как раз и сформировывает подъемную силу). Из-за различия давлений воздух перетекает через законцовку крыла, и за самолетом появляется две вихревых воронки, схожих на горизонтальные торнадо. Такие вихри имеют поперечник до 15 м, скорость потоков воздуха снутри их – до 50 м/с, они живут пару минут и, пока не затухнут, могут быть реально небезопасны для самолетов, последующих тем же коридором. При содействии вихревого и инверсионного следов последний начинает расплываться, что время от времени приводит к очень необычным «завитушкам» и даже переплетениям 2-ух следов (от 2-ух движков).


В отрыв


Конденсация паров воды, «выдыхаемых» движками, – не единственная причина инверсионного следа, он может образоваться даже за планером, не имеющим движков. На авиашоу нередко можно созидать, как во время показательных выступлений истребители практически на очах у зрителей кутаются туманом! Мистика? Совсем нет. Причина этому – отрывные течения, вихревые области пониженного давления, образующиеся на верхней поверхности крыла в определенных режимах полета (к примеру, при выходе на огромные углы атаки). Снутри этих областей за счет резвого падения давления снижается температура и появляются условия для конденсации водяных паров, находящихся в воздухе. И хотя все это похоже на магию, по сути, видите ли, ничего загадочного в таком тумане нет.






Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments