velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Волосатые самолеты грядущего

Редчайшие и тонкие волоски, покрывающие крылья летучих мышей, очень важны им для полета. И летательные аппараты грядущего, полностью может быть, будут покрыты такими же волосками.







Просто так либо ввысь ногами, прямо либо мгновенно – и просто – меняя направление полета, зависая на месте и устремляясь ввысь, летучие мыши вправду могут считаться реальными воздушными асами. Их маневренность так замечательна, что некие конструкторы и инженеры предлагают и в разработке летательных аппаратов пробовать подражать не птицам, как мы привыкли, а конкретно летучим мышам.


Например, в отличие от птиц, крылья летучих мышей покрыты не перьями, а тонкими волосками, которые сами по для себя достаточно примечательны. Они достаточно редки, что не делает покров подходящим ни для регуляции температуры, ни для защиты от воды. Зато к их волосяным луковкам подходят чувствительные окончания, несущие сенсоры, для волос совершено не соответствующие. Эти моменты наталкивают на идея о том, что волоски на крыльях летучих мышей должны играть какую-то важную роль конкретно для их полета. Вобщем, кропотливо эту идею еще никто не изучал – и только не так давно группа американских нейрофизиологов впритирку занялась исследованием функций волосяного покрова на крыльях летучих мышей, и его роли в процессе полета.


Обдувая волоски на крыльях подопытного животного кропотливо контролируемыми потоками воздуха, ученые фиксировали активность сенсомоторных областей его мозга. Как и можно было ждать, даже в отсутствие реального полета мозг проявлял высшую активность, а если воздушные потоки резко меняли направления, она становилась еще выше. По другому говоря, волоски играют роль датчиков, позволяющих животному самым четким образом оценивать динамику собственного полета.


В последующем опыте ученые учили два вида летучих мышей ориентированию в черном помещении с препятствиями – искусственными деревьями и сетями. И если после обучения волоски удалялись (при помощи крема для депиляции), эффективность их маневрирования резко понижалась. Лишенные волосяного покрова на крыльях, летучие мыши вообщем вели себя в полете наименее уверенно и снижали скорость движения, в среднем, с 3,5 до 2,5 м/с.


Все это принуждает задуматься над созданием системы искусственных детекторов, которые могли бы подражать волоскам на крыльях летучей мыши. Такие датчики, расположенные по поверхности летательного аппарата, могли бы значительно сделать лучше и летные свойства, и безопасность. Но это вновь возвращает нас к летучим мышам. Ведь если сейчас мы знаем, откуда они получают информацию, сейчас стоит осознать, как они ее употребляют для маневрирования и стабилизации полета? Будем возлагать, ответ будет найден.




По публикации ScienceNOW





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments