velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Взаимопомощь и взаимозависимость

Эволюционные биологи очевидно не относятся к более религиозной группе населения. Но в собственной проф деятельности им следует относиться к религии очень пристально: ее установления способны так оказывать влияние на поведение людей, что эволюционные процессы развиваются совсем по другому. Броский пример тому – эпидемии.







С увлекательным сообщением не так давно выступил южноамериканский исследователь Дэвид Хьюз (David Hughes): его группа показала, что некие из больших религий нашего времени зародились некогда сразу с распространением заразных эпидемий – по воззрению ученых, это не обычное совпадение.


По словам самого Дэвида Хьюза, даже его, безбожника, практически завораживает способность религии поменять поведение людей – а именно, помогать другим людям, часто совсем сторонним. Броским примером таковой заботы является уход за нездоровыми, зараженными тяжеленной, может быть смертельной заразой – с риском заразиться ей самому. Ученый объясняет: «Для нас вопрос состоит не в том, верны ли религиозные представления в принципе, а в том, как эти представления меняют поведение».


Взяв в свою команду демографа Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli) и историка религий Филиппа Дженкисна (Philip Jenkins), Хьюз исследовал исторические данные, провел опросы фаворитов разных религиозных конфессий и других профессионалов. И вот какая картина открылась исследователям.


Меж 800 и 200 гг. до н.э. наблюдался бум урбанизации. Городка стремительно росли и населялись, создавая примечательные условия и для резвого распространения заразных болезней, которые часто убивали до 2/3 их населения. Конкретно этот период ознаменовался возникновением ряда влиятельных сейчас религиозных течений либо их конкретных предшественников. И они все по-разному определяли поведение человека в критериях небезопасной эпидемии, будь то оспа, корь либо полиомиелит. Представители одних верований устремлялись прочь из заразительных городов; другие оставались и помогали нездоровым.


Христианская традиция, показавшаяся только немногим позднее, представляет собой броский пример варианта взаимопомощи, пример которой подал сам основоположник религии. Преждевременное христианство стимулировало очень рискованное исходя из убеждений эволюции поведение – заботу о нездоровом даже с риском для своей жизни, но с получением заслуги в жизни другой.


Другие религии не всегда отличаются таковой жертвенностью. Создатели пишут, что, невзирая на уже существовавшие тогда исследования арабских ученых, многие мусульманские авторитеты опровергали заразность заболеваний в принципе, так что избегать нездоровых вообщем не было предпосылки. Хотя основной акцент по традиции делался на заботе о собственных близких – сначала, семье. Иудаистские же представления отдают все происходящее стопроцентно на волю божества: как считали еврейские авторитеты тех пор, только бог может уничтожить либо излечить кого-то. Такие мнения, по воззрению Хьюза с сотрудниками, не слишком-то стимулировали заботу и исцеление хворого.


Создатели работы считают, что, в свою очередь, и эпидемии, которые с ростом урбанизации и плотности населения становились все более всераспространенными и сильными, оказали существенное воздействие на религиозные мнения. Оказавшись в томных обстоятельствах, люди вообщем стремятся к образованию различного рода групп для взаимопомощи. При переезде в город и разрыве семейных связей роль семьи начинает играть земляческая либо религиозная община. А болезнь только провоцирует этот процесс – в особенности это приметно на примере ранешних христиан с их рвением к тесноватому братству, помощи и поддержке.


Подобные процессы наблюдаются и сейчас. Создатели разглядели их на примере южно-африканского страны Малави, сотрясаемого эпидемией СПИДа. По данным ЦРУ, вирусом заражено 11% его взрослого населения, и тут конкретно он является более нередкой предпосылкой смертности. Дженни Тринитаполи провела опрос более чем 3 тыс. обитателей из тыщи деревень по всей стране. Частью это были христианские общины, частью мусульманские, частью – смешанные. Опрос показал, что часто помогают нездоровым около 30% христиан и около 7% мусульман. При всем этом сам факт диагностирования смертельной заболевания тоже оказался важен для формирования религиозных мнений. За 5 лет около 400 из опрошенных под ее воздействием сменили веру, в большинстве случаев перейдя под крыло христиан-пятидесятников либо одной из местных независящих церквей, которые отличаются большей терпимостью к нездоровым СПИДом и высочайшей степенью заботы о таких нездоровых.


Заметим, что настолько тесноватую связь религии и эпидемий, по воззрению неких профессионалов – «чересчур смелая гипотеза». По воззрению Йельского эволюциониста Стивена Стирнса (Stephen Stearns), эволюционная роль разных религий намного более сложна и гетерогенна, чем желают показать создатели этого исследования, а возникновению религий точно имеются и другие обоснования. Вобщем, и таковой взор на этот полный процесс тоже имеет право на существование.




По публикации ScienceNOW





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments