velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Прогресс сомнителен

Умственные и развивающие компьютерные игры оказались совсем никчемны: все более впечатляющие рекорды не ведут к росту когнитивных возможностей мозга.





Существует целая область компьютерных игр, важная из декларированных особенностей которых – провоцировать мозг, предлагая ему, к примеру, логические задачки разной трудности. Но судя по всему, это обещание «игроделов» ничем не обусловлено. Вобщем, результаты проведенного не так давно опыта оставляют массу лазеек для уточнений и других трактовок.


Работа проведена по заказу ВВС командой кембриджского ученого Эдриана Оуэна (Adrian Owen). Задачей его было поставить тест, в каком показывалась бы настоящая эффективность «тренировки мозга», которая достигается при использовании разных компьютерных игр, развивающих память, внимание и другие когнитивные функции. До сего времени имеется только очень небогатый набор экспериментальных данных по данной теме – и огромное количество профессионалов высказывают полностью обоснованные сомнения в том, что игра делает игрока более действенным в чем-либо, не считая решения задач самой игры.


Итак, группа Оуэна взялась за дело. Они сделали собственные легкие развивающие онлайн-игры и, призвав всех желающих, набрали 11430 добровольцев, зарегистрировавшихся на сайте программки.


Добровольцев разделили на группы, одна из которых игралась в игры, направленные на стимулирование возможностей к постановке и решению задач, а 2-ая – разных других возможностей, включая краткосрочную память и концентрацию. 3-я группа использовалась в качестве контрольной: ее загружали «умственной рутиной», связанной с поиском в Вебе ответов на данные вопросы. Все участники опыта «тренировались» более 3 раз в неделю, более 10 минут за сеанс, в протяжении 6 недель.


До и после окончания «обучения» они все проходили непростой тест для проверки разных когнитивных возможностей. Как и стоило ждать, представители обеих экспериментальных групп проявили приметно возросшую результативность в тех играх, с которыми они имели дело. Зато общего увеличения уровня когнитивных возможностей тестирование не зафиксировало.


Вобщем, сторонники развивающих игр совсем не сочли эти результаты окончательными. Так, шведский сотрудник Оуэна Торкель Клингберг (Torkel Klingberg) заявляет: «Публикация делает очень далековато идущие выводы из единственного отрицательного результата» и отмечает, что тренировки, которые требовались от участников опыта Оуэна, только краткосрочны.


Клингберг опубликовал собственные результаты, которые чуть ли не стопроцентно обратны приобретенным в Англии. По его данным, тренировка отдельных узеньких возможностей в процессе игры имеет более широкий эффект на когнитивные возможности в целом. (Заметим в скобках, что Клингберг является основоположником и обладателем своей компании, занимающейся разработкой развивающих игр.)




По инфы Nature News




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments