velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Поп-ап

Кинетическое
искусство у нас плотно ассоциируется
со статуей. Это естественно: какой
еще жанр, кроме статуи, приемлет
инженерные способы? Но датчанка Кристин
Сур сметает стереотипы одним движением
руки (либо мазком кисти). Так как она
отрисовывают кинетические картины






Стиль,
к которому относится живопись Кристин
Сур, именуется примитивизмом. Это
течение появилось в XIX веке и популяризировало
преднамеренное упрощение композиции,
стилизацию под детский набросок. Величавыми
мастерами примитивизма были Анри Руссо
и Нико Пиросмани, Генри Дарджер и Мартин
Рамирес. Художники-примитивисты прошедшего
почти всегда умели потрясающе
отрисовывать в традиционном стиле, анамеренное
упрощение использовали в качестве
художественного приема. Сейчас все
более распространяется тенденция, в
которой живописцы и по правде отрисовывают
на уровне профессиональных малышей, выдавая
неспособность сделать что-то стоящее
за свой стиль.




Но
все это совсем не о Кристин Сур. Она не
только отлично отрисовывают, но способна
придать своим картинам новое измерение.
Когда мы смотрим на обыденное художественное
полотно, мы можем только догадываться
о том, что находится, к примеру, за спиной
героя картины либо кое-где за рамками. А
Кристин, вводя в сюжет анимацию, позволяет
нам заглянуть за грань.



Рычаги
и шестерни



С
первого взора картины Кристин кажутся
полностью обыкновенными: интерьерные иллюстрации
в осторожных багетных рамках. Любая
картина имеет некоторый сюжет, по лицам
персонажей можно прочитать эмоции, по
позам– намерения. Только одна деталь,
сначала не бросающаяся вглаза, вызывает
определенное колебание в повседневности
работ Кристин. В большинстве случаев это ручка,
нарушающая прямоугольник рамки. Либо
виднеющийся сзади картины рычаг – в
общем, некоторый чуждый элемент, за который
так и тянет схватиться.


Фактически,
для этого он и предназначен: зритель
должен что-либо покрутить, потянуть либо
надавить, чтоб картина оживилась. Конечности
нарисованных персонажей в один момент
приходят в движение, возникают диалоговые
«пузыри», как в комиксах, шевелятся
детали интерьера, и сюжет обретает
определенную длительность во
времени. Кристин «скрестила» инженерию
и живопись – и вышел жанр, которого
ранее не было.



Отрисовывают
Кристин не на холсте, а на дереве – это
обосновано тем, что детали картины
должны быть подвижными. В качестве
материала художница употребляет березовую
фанеру и тонкие листы ДВП (древесно-волокнистых
плит средней плотности). Инженерная
задачка довольно сложна – необходимо
обеспечить хитроумную систему передач,
при всем этом вписываясь в определенные
ограничения по толщине и массе картины.
Если архитектор полностью может выстроить
полуторатонный механизм с соткой
приводов и моторов, то работы Кристин
созданы для размещения на стенке,
и поэтому никаких излишних выпирающих
частей художница позволить для себя не
может.



Поначалу,
естественно, выписывается набросок. В процессе
работы над ним становится ясно, какие
элементы изображения должны двигаться
и каким образом. Потом выпиливаются
надлежащие детали, которые позднее
будут расписаны начисто. Они укрепляются
снутри рамы, и приходит время самой
сложной процедуры – проектирования
системы приводов. Кристин рассчитывает
количество нужных шестерен и
шкивов, передаточные дела, число
зубьев, модули. Любая механическая
составляющая оказывает влияние на движение наружного
элемента и в конечном итоге – на сюжетную
составляющую изображения.



Книжки-раскладушки



А
помните, в детстве у нас были
книжки-раскладушки? У меня была, к примеру,
книжка про сундук-самолет и еще притча
про спички. Раскрываешь ее – и все герои
оживают. Дергаешь за картонный рычаг,
и картина меняется. Сейчас такие
книжки, естественно, издаются более обширно,
но воспоминания юношества самые калоритные, как
ни крути.



По-английски
такие книжки именуются pop-up books. Самая
древняя из сохранившихся в мире книжек с
элементами вставной механики
астрологический манускрипт на латыни,
датируемый 1306 годом. Но до определенного
времени «механические» книги были
диковинками. Только во 2-ой половине XIX
века германский живописец и издатель Лотар
Меггендорфер поставил создание
книг-раскладушек на поток, создав новое
направление книгоиздания. Более
известной книжкой-раскладушкой в истории
можно именовать издание «Star Wars: A Pop-Up Guide
to the Galaxy», сделанное Мэтью Рейнхартом,
ведущим спецом в этой области, в 2007 году.



Сама
Кристин именует свои картины pop-up art
по аналогии с книжками. Это заглавие,
во-1-х, перекликается с термином
«поп-арт», близким к примитивизму
направлением изобразительного искусства,
а во-2-х, однозначно отражает
сущность работы художницы. Ну ив конце концов
Кристин сама учавствует в разработке
оживающих книжек для самых малеханьких
правда, почаще в качестве не иллюстратора,
амеханика, создателя подвижных частей
книжек. А именно, в 2003–2004 годах она была
соавтором книг-раскладушек по сказкам
Андерсена, выпущенных датским
издатель ством DRMultimedie. Но вернемся,
в конце концов, к живописи.



В
поисках сюжета


Сюжеты
картин Кристин Сур – самые различные.
Время от времени смешные, время от времени бытовые,
время от времени философские. Сложность механизма
определяется количеством подвижных
частей и законом их движения. В
принципе, их можно поделить на две
категории: приводящиеся в движение
вращением рукояти (повторяющийся сюжет)
и нажатием на рычаг (линейный сюжет).


Соответствующим
примером линейного сюжета может быть
картина Coffeeshock (толком перевести это
заглавие на российский трудно, проще всего
сделать буквальный перевод – «Шок от
кофе»). Вначале на полотне (поточнее,
на доске) изображена кофейная чашечка и
полупогруженная в нее людская
рука. Вытягивая из-за рамки рычаг, зритель
следит, как рука подымается вверх и
достает из чашечки… людскую голову
с безрассудными очами. Другой эталон
работа «В почтовом отделении» (I
postrummet). Картина изготовлена в виде большой
почтовой марки, на ней изображен человек,
чья рука с пером застыла у начала первой
строчки ненаписанного пока письма. Но с
движением рычага перо начинает двигаться,
и на чистом листе возникает 1-ая
строчка. Эффект классный! На самом
деле, естественно, к детали-перу прикреплена
лента с написанной фразой, которая при
необходимости выезжает из щели в картине.



Циклические
сюжеты предполагают наличие огромного
количества подвижных частей. К примеру,
в работе «Встреча» (Mњde) при вращении
рукояти все 6 персонажей, сидячих
за столом зеленоватого сукна, начинают
двигаться: шевелить руками, толкать
ногами стулья, говорить, качать
головами, приседать. Обратная сторона
картины даст фору хоть какой шестеренной
системе какого-нибудь «серьезного»
механизма.




Есть
и работы, выделяющиеся из данной
систематизации необычными инженерными
решениями. Например, на картине «Читатель»
(LЊseren) зритель должен крутить не рукоять,
а колесо довольно огромного поперечника
и текст из книжки, лежащей перед героем
изображения, перетекает в его голову.



Время от времени
для одной и той же картины Кристин
выдумывает два сюжета и, соответственно,
два разных механизма. К примеру, на
картинах «Она очаровательна» (SМ yndig sМ
hun ud) и «Жевательная резинка» (Tyggegummi
tyggersken) изображена одна и та же дама с
подвижной… гм… челюстью. В первом
случае движение позволяет сделать из
приятной девицы крокодила с выступающей
нижней либо верхней губой, а во 2-м
показывает, как уродует человека
жевательное движение.




По
сущности, Кристин реализует в двухмерном
пространстве то же, что скульпторы-кинетисты
в трехмерном. Содной стороны, это
накладывает некие ограничения, с
другой – упрощает процесс производства,
так как часть частей и деталей
можно стандартизировать.



Свой
путь


Хотя
Кристин родилась в Дании (в Копенгагене,
на маленьком полуострове Амагер, входящем
в состав столицы), детство ее прошло в
Италии близ Турина. Отрисовывать она обожала,
но до 1990 года к искусству особенного
дела не имела, работая в разных
кабинетах с бумагами. Потом тяга к искусству
стала усиливаться, Кристин нанялась в
ассистенты поначалу к одному художнику,
позже к другому, скоро начала сама
создавать аппликации и маленькие
статуи, а потом закончила школу
реставраторов и занялась реставрацией
книжек. В разных датских музеях хранится
огромное количество манускриптов и древних
книжек, консервационные операции над
которыми проводила Кристин.


Сразу
с реставраторскими работами Кристин
занималась созданием книжек-раскладушек,
и в 2000 году ее работа (совместная с Питером
Лаутропом и Паулем Шу) получила приз на
нескольких больших датских конкурсах
дизайна. А в 2003 году Кристин нарисовала
свою первую механическую картину. 3-мя
годами позднее в Kongrescenter (в русской
традиции подобные заведения назывались
домами культуры) городка Хернинг (Дания)
прошла ее 1-ая сольная выставка.




Кроме
кинетических картин, Кристин занимается
оформлением музыкальных дисков,
созданием театральных декораций,
просто отрисовывают. У нее большая студия в
датском городке Свендборг, через высочайшие
полукруглые окна льется свет, стенки
выкрашены в белоснежный, и всюду, мне думается,
пахнет деревом (хотя, беспристрастно говоря,
должно пахнуть клеем и красками).




Изобрести
новый жанр не так и просто. Перевоплотить
книжку в картину – тем паче. Кристин
Сур это полностью удалось. Когда-либо, через
много лет, ее работы будут проходить в
художественных школах и академиях.
Если, естественно, уже где-нибудь не проходят.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments