velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Category:

Астрология__Фрикопедия


Астрология — Фрикопедия


1 Определения


2 Гороскоп


3 История


3.1 Протонаучный период


3.2 Псевдонаучный период


4 Принципы астрологии


5 Разделы астрологии


6 Критика и пробы верификации


7 Известные астрономы


8 Примеры произведений


9 Разборы


10 Разбор разборов и ответы со стороны астрономов


11 Примечания


[править] Определения


Есть бессчетные определения астрологии.


Широкие определения включают разные элементы астрономии, магии, эзотерики, психологии, религиозных и философских концепций.


Узенькие определения из этого списка включают только астрономию и рассматривают астрологию как математизированную технику составления гороскопов для пророчества по ним будущих событий. В целом, астрология растет из 2-ух главных действий, которые тесновато взаимосвязаны:[1].


Наблюдение за небом (регистрации событий на небе).


Интерпретации приобретенных данных (догадки о соответственных событиях на Земле).


[править] Гороскоп


На основании обоюдного расположения небесных тел относительно 12 символов зодиака и 12 домов гороскопа на определенный момент времени (к примеру, момент рождения человека) и месте происходящего на Земле (к примеру, место рождения), составлялся гороскоп, на основании которого астроном выносил суждение (к примеру, о судьбе рожденного). Гороскоп также составлялся для выбора более успешного момента начала предполагаемого деяния (к примеру, схватки, заключения брака), для определения финала определенного событий и выбора стратегии поведения и др.целей.


В современной западной астрологии ХХ в. для построения гороскопа, зависимо от определенной школы, к которой относит себя тот либо другой астроном, не считая планет септенера: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, узнаваемых в древности, учитываются положение Урана, Нептуна, Плутона, неких больших астероидов и «фиктивных точек».


[править] История


[править] Протонаучный период


Вопрос о времени и месте появления астрологии сложен, так как достоверных сведений о ранешних шагах становления астрологических учений недостаточно.


Некие исследователи относят появление астрологического учения к периоду мустьерской эры (около 40-100 тыс. годов назад), когда происходили фиксации простых наблюдений за движением Солнца, также развивались начальные способности счета и геометрия в различных районах Евразии[2].


Точно можно сказать только, что не позже последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже была известна астрология предвестий: в это время велись периодические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как возникновение комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует отысканный в 1847 г. в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала[3] клинописный текст «Энума Ану Энлиль». Но практически до начала новейшей эпохи астрология оставалась мунданной и занималась пророчеством событий только муниципального масштаба; мысль личного гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрономам.


С древних времён ведёт отсчёт внедрение астрологии в медицине. Гиппократу, стоявшему у истоков западной медицины, приписывают последующее утверждение:


«Врач должен использовать астрологическое познание. Если же он этого не делает, то его быстрее можно счесть умалишённым, чем врачом».


Возникновение первых личных гороскопов датируют примерно V—IV вв. до н. э. Конкретно к этому периоду относятся более древнейшие из дошедших до наших дней личные гороскопы. Возможно, возникновение концепции личного гороскопа было обосновано слиянием введённого к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы списков подходящих и неблагоприятных дней[4]. Примером такового календаря может служить папирус из Старого Египта, относящийся к периоду XIX-ой либо XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.)[5] [6].


Совсем традиция гороскопической астрологии сложилась под воздействием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы традиционной астрологии, которые сохранились фактически постоянными прямо до нового времени.


После укрепления связей меж Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы догреческой астрологии попали в Индию еще ранее. Не позже середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии на Восток просочились познания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).


Равномерно пути греческой и индийской астрологии расползаются. Индийские астрономы разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, к примеру, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, верхушки домов гороскопа были привязаны к астрономическим характеристикам небесной сферы, была выдержана строгость определения качеств меж планетками (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).


Таким макаром, к новому времени сложились две схожие, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии:


Западная система астрологии;


Система индийской (ведической) астрологии.


Потом к корпусу астрологии из-за наружного сходства были отнесены некие календарные системы, но строго говоря, не являющиеся традициями гороскопической астрологии. К схожим календарным системам относятся:


Китайский календарь (китайская астрология);


Календарь майя (астрология майя);


Календарь ацтеков (астрология ацтеков)[7];


Астрология друидов.


1-ые зоологические и ботанические систематизации, возникшие в эру античности, основывались на астрологических представлениях. К примеру, в ботанике числилось, что любая планетка, каждый символ Зодиака влияют на определённую, свою группу растений, с которой их соединяют дела подобия. Строение отдельного растения также изучалось исходя из убеждений соответствия отдельных частей растения планеткам.


Ещё огромную популярность получили системы астрологического определения более подходящих дат для разных сельскохозяйственных мероприятий: посева тех либо других растений, их прополки, подрезки, сбора и т. д.


В протяжении многих веков (прямо до эры Нового времени) познание астрологии было неотклонимым для доктора. Время приёма фармацевтических средств, время кровопусканий и иных мед действий, подбор тех либо других целительных средств, — всё это делалось с учётом положения небесных тел.


[править] Псевдонаучный период


В XVI, и в особенности XVII, веках в итоге деятельности Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона и многих других наименее узнаваемых учёных, было выяснено строение Галлактики и найдены законы движения планет. По мере развития науки в научной среде распространилось мировоззрение о ложности астрологии. Этот период можно условно считать началом астрологии как псевдонаучного направления.


Астрология сохраняла свою популярность посреди интеллектуалов и обычный публики прямо до конца XVII века, другими словами до начала эры Просвещения. На этот счет есть статистика — количество астрологических сочинений, размещенных в различные века: XV век — 51 сочинение, XVI век — 306, XVII век — 399, XVIII век — 108 и XIX век (до 1880 года) — 47 сочинений. Как лицезреем, бурное развитие науки в XVII—XVIII веках вытеснило астрологию из области интересов просвещенной публики. Но в XX веке, в эру всеобщей грамотности, когда читать могут все, а критически мыслить — как и раньше немногие, астрологическая литература вновь стала нужной.


В ХХ веке астрология вновь стала пользующейся популярностью. Она вернула свои позиции в Европе, в особенности в нацистской Германии. На данный момент астрология переживает в первый раз с XVII века максимум популярности. В отличие от прежних эпох современная астрология не имеет ничего общего с астрономическими исследовательскими работами.


[править] Принципы астрологии


Современная западная астрология, которая в главном формировалась под воздействием неоэзотерических течений, базируется на последующих главных принципах:


принцип симпатии — всеобщая обоюдная связь всех процессов и явлений;


принцип целостности — всеобщая связность, единство и полнота взаимодействующих частей;


принцип аналогии — подобие «микрокосма» и «макрокосма» ("то, что «вверху» подобно тому, что «внизу»);


принцип цикличности — повторяемость определенных процессов и явлений во времени/пространстве;


принцип полярности — взаимодействие обратных начал.


Обычная же западная астрология (приблизительно до середины XVIII века) базируется на концепции свойств и лишь на ней.


[править] Разделы астрологии


Астрология имеет широкий диапазон разделов, отличающихся решаемыми задачками и методологией:


Натальная астрология, дословно астрология рождения — раздел астрологии, занимающийся пророчеством главных тенденций в судьбе человека, выявляет его склонности и особенности нрава;


Предсказательная астрология — раздел астрологии, посвящённый пророчеству событий в жизни человека;


Синастрическая астрология — раздел астрологии, предсказывающий нрав отношений;


Мед астрология — направление астрологии, посвящённое вопросам здоровья человека;


Хорарная астрология — раздел астрологии, занимающийся поиском ответа на данный вопрос;


Элективная астрология — раздел астрологии, определяющий лучший по всеобщим звездным воздействиям момент времени для совершения какого-нибудь деяния;


Мунданная астрология — раздел астрологии, предсказывающий развитие и взаимодействие стран, наций и иных огромных соц групп;


Эзотерическая астрология — раздел астрологии, фокусирующийся на духовное развитие человека;


Астрометеорология — раздел астрологии, предсказывающий конфигурации погоды.


[править] Критика и пробы верификации


Так как за астрологией исторически закрепилось заглавие, включающее в собственный состав корень греческого слова «логос», и используемый для образования заглавий разных наук, современная академическая наука повсевременно объясняет, что с позиции современного научного познания астрология носит заглавие науки исключительно в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), основывается на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и потому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии.


Не считая теоретических аргументов, критику астропсихологии современная наука нередко подкрепляет ссылкой на опыт Форера (см. Эффект Барнума). В 1948 году психолог Бертрам Форер (Bertram R. Forer) провёл психический опыт: пораздавал своим студентам тест личности, чтоб по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Но заместо реального анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Потом он попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале: как описание их личности соответствует реальности. Средняя оценка оказалась равной 4,26. На оценку точности описания студентов воздействовал в том числе и авторитет педагога. Потом опыт был повторён огромное количество раз с этим же результатом[8]. Данный пример иллюстрирует, как просто составить описание таким макаром, чтоб фактически каждый человек увидел в нем отражение себя, и разъясняет парадокс широкой популярности астрологических гороскопов.


Этой весной была размещена новенькая экспериментальная работа, связанная с астрологией. Могут ли астрономы выяснить об особенностях людей по положению звезд и планет в момент их рождения? Джайант Нарликар и его коллеги собрали информацию о времени и месте рождения сотки школьников, имеющих сертифицированные заслуги в учебе, и сотки учеников «особых» школ, для малышей с неуввязками интеллектуального развития. Используя натальные (относящиеся к рождению) гороскопы, астрономы пробовали сказать, какие из учеников – выдающиеся, а какие отсталые. В исследовании приняли роль 27 астрономов и один астрологический институт. Каждый астроном получил данные 40 малышей, институт – 200 малышей. Испытание завалили без исключения все астрономы, принявшие роль в исследовании. Ни целый астрологический институт, ни отдельные астрономы не показали результатов наилучших, чем те, которые можно было бы получить, принимая решения наобум.


Южноамериканский ученый Шаун Карлсон опубликовал результаты экспериментальной проверки астрологии в одном из самых знатных научных журналов Nature. Государственный институт геокосмологических исследовательских работ выдвинул 90 наилучших астрономов, из которых 28 согласились принять роль в опыте. Астрономы составили описания для 177 человек. Каждый человек был должен избрать «свое» описание из 3-х: два других описания принадлежали двум другим участникам исследования, избранным случайным образом. Как и ждали скептики, участники опыта угадывали «свое» описание в одном случае из 3-х, другими словами не могли отличить свое описание от чужого.


Один из огромнейших исследователей астрологии (и прошлый астроном) Джеффри Дин пробовал обосновать эффективность астрологии, изучив более 2000 людей, родившихся в Лондоне. Он брал пары «астрологических близнецов», время рождения которых находилось в границах 5 минут одно от другого. Если идеи, лежащие в базе астрологии верны, то чем поближе люди друг к другу по времени рождения, тем больше схожего должно быть меж ними. «Близнецов» опрашивали и тестировали в 11, 16 и 23 года. Всего было изучено 110 личных особенностей, таких как «агрессия», «способности в математике», «интеллект», «увлечение спортом», «увлечение музыкой»… Никакой связи меж персональными особенностями у «близнецов» установить не удалось.


Бернард Сильверман собрал данные о времени и месте рождения 2978 пар, счастливых в браке, и 478 разведенных пар. Двум астрономам было предложено условиться меж собой, какие пары удачные, а какие нет. Астрономам не удалось отличить разведенные пары и пары, счастливые в браке. Красивая иллюстрация того, как это несуразно – проходить астрологический тест «на совместимость» либо выбирать напарника с учетом астрологического знака.


Как управятся астрономы, если согласиться на все их условия? Этот вопрос задали ученые Джон МакГрю и Ричард МакФалл из института Индианы. В исследовании приняли роль 6 астрономов, выдвинутых Индийской федерацией астрономов как наилучших в собственном деле. Они все имели практику астрологического консультирования, какой-то из них написал и опубликовал две книжки по астрологии. По просьбе астрономов все участники опыта должны были быть старше 30 лет. Они считали, что конкретно к этому возрасту у человека формируются устойчивые представления о для себя. Не считая того, были затребованы две фото каждого человека, в профиль и анфас, результаты 2-ух стандартных психических исследовательских работ, пройденных каждым человеком, и ответы на целый ряд вспомогательных вопросов, специально составленных астрономами для этого опыта. Время рождения участников должно было быть понятно с точностью до 10 минут. Все требования астрономов были удовлетворены. Цель исследования была укрыта от людей, заполняющих анкеты, во избежание вероятной предвзятости. Всего было отобрано 23 человека, для которых Федерация астрономов составила гороскопы. Используя всю перечисленную информацию, астрономы указали верный гороскоп от 0 до 3 раз из 23, в среднем – 1 раз. Для сопоставления, человек, взятый со стороны, угадал 3 раза, не ужаснее, чем «лучший» из астрономов. Во время исследования астрономов просили указать степень убежденности, с которой они приписывают гороскоп тому либо иному человеку. Эта уверенность в среднем составила около 75% и фактически не отличалась для верных и неправильных решений астрономов.


[править] Известные астрономы


Глоба Павел Павлович — главный государственный астрономы Рф


Глоба Тамара Михайловна — супруга астронома, тоже астроном


Давиташвили Евгения Ювашевна (Джуна) — целительница, астроном, президент Академии других наук.]


Марченко Евдокия Дмитриевна (Радастея) — снователь интернациональной публичной организации «Радастея», не один раз именуемая тоталитарной сектой. С радостью составит вам личный гороскоп, не безвозмездно очевидно.


Кваша Григорий Семёнович — создатель «Структурного гороскопа».


Денис Куталев - создатель книжки "Общая Теория Интерпретации Звезд".


Величко .


Авессалом Подводный .


[править] Примеры произведений


Вронский С. А. Традиционная астрология в 12 томах.


Ален де Либера. Философ и звезды (Астрология в Средние века) // Де Либера Ален. Средневековое мышление. — М.: Праксис, 2004, с. 207—263


Берзин А. Главные принципы тибетской астрологии.


Жилински К. История астрологии. — М.: Издательский Дом «Профит Стайл», 2007. — ISBN 5-98857-074-7


Мень А. Мистика, оккультизм, христианство. — М., 1996.


Рэй Орион Астрология и гороскопы для "чайников" = Astrology For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — ISBN 978-5-8459-1263-3


[править] Разборы


В. Г. Сурдин Почему астрология — лженаука?


«Астрология и логика» — статья С. А. Язева из журнальчика «Химия и жизнь» № 6, 2008. Выложена на веб-сайте Элементы.ру: «Часть 1. 6 вопросов к астрологам», «Часть 2. Аудиторская проверка»


«Эффект Сатурна»


Обзор экспериментальных работ по проверке астрологии


[править] Разбор разборов и ответы со стороны астрономов


Миша Левин. НАУКА CONTRA АСТРОЛОГИЯ


Анализ неких тестов по опровержению астрологии


[править] Примечания

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments