velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Categories:

Стиль “Ампир


Слово “Ампир” в переводе с французского значит Empire — «Империя».

Этот художественный стиль зародился во Франции сначала XIX в. Это был период правления правителя Наполеона Бонапарта. Временные рамки необычного французского «Ампира» достаточно ограничены: 1800 – 1815. И всё же сих пор было довольно для того, чтоб французский Неоклассицизм передал свои права помпезному, напыщенному искусственному императорскому стилю Ампир в интерьере. Основными элементами стиля Ампир, так же как и в Классицизме оставались элементы Антики.
Стиль Ампир в Интерьере



Резкое же отличие Ампира от Классицизмасостояло в том, что в отличии от спокойствия и гармонии стилей-предшественников, “Императорский стиль” воплощал внутри себя театральный пафос, парадность, сияние и атрибуты прославления правителя. За базу было взято искусство Старого Рима.

Императорский Ампир – стиль прохладный и жесткий. Возникновение “Наполеоновского Ампира” не было новаторством, а видоизменением все тех же традиционных форм и частей, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV .
Стиль Ампир - Стиль Империи

Броско и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не конструктору, как обычно, а живописцу -Ж.-Л. Давиду. Исторически сложилось так, что что в стиле Ампир было сотворено относительно не достаточно выдающихся произведений архитектуры, статуи и живописи.

Ограниченность содержания и твердость идейных требований сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации. Чтобы услужить императору дворцовые декораторы Наполеона доходили до бреда.  Придворные живописцы Персье и Фонтен в 1812 году выпустили в свет потрясающее издание «Собрание эскизов для декорации интерьера и всех видов обстановки». В собственном издании создатели подчеркивали «возможность использования самых различных стилей всех времен и народов», но сначала следовало использовать «величественный стиль римлян». Конкретно эти утверждения и стали вестниками следующего стиля “Эклектики”.
Стиль Ампир - Кресло Правителя Наполеона

Невзирая на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, стиль “Империи” был всё же романтичен.  После Египетского провального похода Наполеона (1798-1799), в Париже появилась мода на «египетский стиль». Что вызвало мешанину французских и египетских частей декора в Ампире. Формы египетского искусства времен правления Рамзесов и формы искусства древнеримской империи органично объединились в единый стиль правителя Наполеона.

Эволюция художественных стилей во Франции – от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, очень припоминает, развитие стилей в оборотном порядке, которое происходило в XVI столетии в Италии : от Классицизма эры Возрождения, через Маньеризм, к Барокко.

Для стиля Ампира в интерьере типично сочетание «римских» и «египетских» частей. Красноватое дерева и золоченая бронза, также патинированная  матово – темная бронза, схожая на базальты Египта. Из которых изготавливались  бронзовые детали мебели, осветительные приборы — бра, подсвечники, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях верно просматриваются отличия ампирной декорации от настоящего Классицизма.

Для Классицизма типичны мягенькие и сложные калоритные сочетания цветов . Для Ампира — калоритные, помпезные красноватый, голубий, белоснежный – цвета наполеоновского флага. Стенки покрывались броским шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышноватые бордюры из дубовых веток, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на красном, малиновом, голубом либо зеленоватом фоне.

Очередной особенностью Ампира является регламентированность фактически исключающая появление каких-то течений и школ. Потому Ампиром верно именовать только искусство Франции начала XIX в. исторически сложилось так, что ни одна из побежденных Наполеоном государств,  не переняла Ампир.

Только одна страна-победительница – Наша родина добровольно приняла «Ампир».  Еще до начала Российскей войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, посылали российскому императору Александру I  альбомы с видами «всего восхитительного, что строилось в Париже». Российская знать поддалась воздействию французского стиля Ампир в интерьере. Правитель Александр получал от Наполеноа описания собственного итальянского и египетского походов с гравюрами. Уже в 1814 г.  после войны, в Париже правитель Александр получил от Фонтена альбомы с рисунками пером и акварелью – проектами дизайна интерьеров и мебели. Конкретно эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».

Таким макаром, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и российский. «Русский ампир» стал мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на два подтипа: столичный и провинциальный. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю твердость наполеоновского стиля.  Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще огромным своеобразием, потому вернее его именовать не ампиром, а столичным классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, время от времени называют «николаевским ампиром».
Стиль Ампир в интерьере
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments