velzevul (dubva1) wrote,
velzevul
dubva1

Categories:

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн




Мебель, как предметы быта для сиденья, лежания и расположения вещей, сопутствовала людской жизни повсевременно – даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в каком мы разумеем мебель на данный момент, она была придумана в Египте,
в период ранних династий(~XXX вв. до н. э.).



Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, например, ножки стульев и кресел осуществлялись в виде лап животного, а отличительный дизайн одушетворял мебель практически полным неимением прямолинейных форм. Дерево растили, придавая ему подходящий извив, в течении пары лет для того, чтобы позднее сделать из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на отличительную твердость и функциональность, в отличие от предыдущих ей изделий, обобщена просто читаемой художественной думою, поэтому непосредственно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства.
Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. Правительство совсем другого склада, империя-завоеватель, обитель роскоши и богатства – все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном. Брав за базу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красу и удобство, превращая обыденные предметы быта в превосходные творения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камешков, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели данной эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм. С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все другие предметы быта, была свирепо облегчена – аскетизм доходил до таких стадий, в которые на данный момент тяжело поверить – например столы и стулья стопроцентно приличный домов не содержали ножек, а были изготовлены из 2-ух опорных дощечек, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Большая расправа и бубонная чума были тягостным испытанием не только для мира обитателей нашей планетки, да и для мира искусства.
Только после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи – предметы, изготовленные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой. Да, вы правильно додумались, это – готика.
Мебель готического стиля роскошна и ординарна, ее декор придумывают различные строй детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это время появился и возлюбленный всеми нами шкаф – ранее одежку сберегали в сундуках и ларях. Сначала в своем ординарном воплощении, позже со стеклянными дверями и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро.
Новейшую эру мебели обусловила техника – придуманная в XV веке «лесопильная мельница» и другие приборы для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, не считая всего, становится подчиненна моде, появляется конкурентность меж мебельными мастерскими и как ее продукт – постоянное улучшение процесса производства и внешнего вида изделий.
Традиции средневековой готики продолжает и конвертирует новая эпоха – эпоха ренессанса. Это слово не подарком переводится как «возрождение», непосредственно тогда, во 2-ой половине второго тысячелетия, население земли, взамен религии, избрало путь науки. И эстафету мебельного новшества снова принимает Италия.
 Итальянская мебель XV-XVII века порождена пропорцией – как в сборки, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «золотое сечение» - соотношение сторон 1 к 1.68, определяющее гармонию природы(в музыке золотое сечение выражает «терцию», в дизайне – сообщенные цвета, в теле человека – пропорциональность форм).
Итальянская мебель этого медли – воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с старыми мотивами(колоннами, фризами и т. д.). Для производства употребляются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки и т. п.
В XVII веке на замену ренессансу прибывает вычурный стиль барокко. Несдержанность форм  и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого медли. Придворный мастер Андре Шарль Буль и его мебельная фабрика являются венценосцами этого направления. Не подарком барокко также называют стилем Буль. Франция этого медли была родоначальником всякой моды, и даже властелин неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» - стилем Людовика XV. В заключительном, по сравнению с барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает невиданную популярность – неотъемлемыми товарищами кресел и диванов стают встроенные шелковые подушечки и пуфы с сюжетной вышивкой.
Последовавший прямо за рококо классицизм(XVIII век), стиль Людовика XVI, занес во французскую вычурность элемент аскетизма – на замену напыщенности форм и отделок прибывают сдержанность и натурализм(“classius”- примерный, устремляющийся к порядку). Впервой на 1-ый план выставляется природная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. Стройность линий интерьера, безмятежные тона в политре(зеленоватый, белый, жемчужный); декор не нагружает, а подчеркивает очарование мебели. Традиционные традиции умеренно расправляются с главными чертами стиля барокко: выпрямляются S-образные ножки, спинки стульев и кресел избавляются от волнообразного контура, обретают геометрическую четкость, ножки стают зауженными книзу, в моду заходит “мебель с углами”, внимание концентрируется на красоте самого мат-ла. Мебель в основном делается из красного дерева; оно инкрустируется шпоном, лакируется(в том числе черным лаком), декорируется бронзовыми пластинками. В качестве украшений употребляются мозаики, фарфор, фаянс и стальные инкрустации; для обивки – особенные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью(часто мягкая мебель обтягивается дорогими тканями с цветочным рисунком).
Кабинеты избавляются от негожей роскоши, в интерьере пребладает дерево; библиотеки, стеллажи занимают место стен, силуэт письменного стола приближается к его современному варианту...
С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает старый колер. Для декора все чаще употребляется военная символика(клинки, шпаги, копья), формы получают конструктивность, правильно выраженный строительный профиль – появляется стиль «ампир»(от фр. “империя”). Этот стиль, сформированный традиционной геометричностью совместно с ясно выраженной парадностью, живо начал набирать популярность в Европе. Триумфальная тема заметно вытеснила пасторальную: мебель того медли обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов орудия, императорских орлов(ними украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов).
Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно громоздкими. Постели того медли по форме давали подсказку ладью, а то и римский саркофаг. По краям постели, установленной на цокали, симметрично друг дружке располагались шикарные тумбочки. Локотники кресел “укладывались” на фигуры различных животных и птиц.
В XIX-XX веках элементы интерьера получают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Невиданную популярность получают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель утрачивает всякую вычурность, составляется из обыденных ярких соотношений, в качестве обивок употребляются естественные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий взыскательных границ в дизайне или выполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, рвение к большему комфорту и гигиеничности и полное неимение взыскательных верховодил выполнения – вот главные черты стиля «модерн». Меняются и мат-лы – красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки – более дешевыми, но гигиеничными тканями.
По мат-лам dubva1.baltmebel.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments